программа Школа вожатого

Пояснительная записка
В молодежной среде в последние годы, по данным социальнопсихологических

исследований,

особую

престижность

имеют

такие

специальности: юрист, экономист, дизайнер, переводчик, автомеханик,
парикмахер. К сожалению, профессия педагога сейчас относится к
малоперспективным и не престижным, хотя для нашей страны это
чрезвычайно важная область деятельности и для нее требуются талантливые,
умные, педагогически грамотные люди, способные сделать жизнь детей
полноценней и радостней. Общество ждет, что педагоги начнут воспитывать
новых граждан с яркой индивидуальностью, граждан со своей собственной
позицией, граждан, умеющих проявлять инициативу и умеющих сохранять
свою уникальность и уникальность других людей.
Таким образом, было решено создать новое направление для работы с
подростками - подготовка кадров для работы в сезонных лагерях дневного
пребывания на базе муниципальных образовательных учреждениях.
Существующие программы школ вожатых (Е.Г. Кузьменкова «Школа
вожатого – новичка», Г.З. Романова «Школа вожатого», Е. М. Егорычев
«Школа подготовки вожатых») предназначены для подготовки вожатых для
загородных лагерей и рассчитаны на студентов педагогических ВУЗов.
Новизна данной программы в том, что она предполагает обучение
подростков, работающих в сезонных лагерях дневного пребывания на базе
образовательных учреждений, а также в комплексном подходе к обучению
вожатых

для

работы

с

младшими

школьниками

и

сверстниками.

Теоретические и практические занятия проводятся по направлениям:
функции вожатого, психология детей, детский коллектив, организация
детского досуга, игровая деятельность.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в
том, что старший подростковый возраст характеризуется стремлением

проявить лидерские задатки, возросшей ответственностью, желанием опекать
и заботиться о младших. Работа вожатого позволяет реализовать эти
возможности, а также попробовать себя в роли педагога, что, в дальнейшем,
позволит осознанно подойти к выбору профессии.
Прогностичность данной программы заключается в том, что знания,
умения и навыки, которые обучающиеся приобретут во время обучения и
практики, – это знания, умения и навыки, которые пригодятся им в
дальнейшем и при любом социальном статусе: общение со своими будущими
детьми,

работа

в

команде,

организация

мероприятий,

публичные

выступления и т.д.
Цель: подготовка вожатых для работы с детьми во временном
детском коллективе.
Задачи:
• приобретение умений и навыков самостоятельной работы с
детским

коллективом

в

условиях

сезонного

лагеря

с

дневным

пребыванием;
• овладение содержанием, различными формами и методами
организационной и воспитательной работы с детьми в сезонных лагерях;
• развитие социально-коммуникативных навыков;
• развитие

ответственного

и

творческого

отношения

к

воспитательной работе с детьми.
Возраст учащихся – 14-17 лет (обучающиеся 8-11 классов). По
программе занимается группа 15 человек.
Срок реализации программы три года. Занятия проводятся 1 раз в
неделю по 1 - 2 часа, общий объем часов по программе составляет 160 часов
(1 и 3 год обучения – по 35 часов, 2 год обучения – 90 часов). Программа

носит практико-ориентированный характер.
Формы занятий в составе курса:
- теоретические занятия, на которых изучаются разнообразные формы
организации досуга детей, особенности детской психологии, детского
коллектива;
- практические занятия, цель которых применение полученных
теоретических

знаний

на

практике,

проявление

лидерских

качеств,

творческих способностей.
Особенности организации образовательного процесса
Построение образовательного процесса опирается на следующие
принципы:
• Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом
возрастных особенностей и индивидуальных возможностей детей и
подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок
• Принцип наглядности. В учебной деятельности используются
разнообразные иллюстрации, видео-, аудиозаписи.
• Принцип

систематичности

и

последовательности.

Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении
занятий, так в самостоятельной работе обучающихся. Этот принцип
позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
• Принцип

сознательности,

активности,

самостоятельности

обучающихся под руководством педагога. Структура образовательной
деятельности включает в себя двух участников: педагога и обучающегося.
Специфика услуг, предоставляемых в сфере образования, состоит в том,
что она ориентирована на высокую активность обоих участников
образовательного процесса. Процесс обучения требует от обучающегося

высокой активности.
Ожидаемые результаты
• Получение теоретических и практических знаний и умений по
управлению детским и молодежным коллективом;
• Приобретение организаторского опыта и опыта самоорганизации;
• Совершенствование лидерских качеств и личностный рост;
• Раскрытие творческого потенциала обучающихся;
• Наличие перспектив профессиональной деятельности;
• Способность принимать решение и брать на себя ответственность
при возникновении проблемных жизненных ситуаций и конфликтных
ситуаций внутри коллектива.

Содержание программы
Учебный (тематический) план
1 год обучения
Наименование
разделов, тем
занятий

Содержание учебного материала

1

Вводное занятие

Содержание курса, цели и задачи.
График работы школы, правил
поведения.

2

1

Нормативноправовая база
деятельности
вожатого

Правовые документы регулирующие
деятельность вожатого

3

1

Цели и задачи
лагерей

Виды лагерей, цели и задачи лагерей.
Законы и традиции в лагере.

1

Школьный лагерь и
его особенности

Знание прав и обязанностей вожатого в
школе. Навык взаимодействия с
педагогом-организатором.

Личность вожатого

Кто такой вожатый. Характеристика
личностных качеств вожатого.
Педагогическая этика. Культура речи.
Культура поведения.

№
занятия

1

4

5

Кол-во
часов

2

6

1

Должностные
обязанности в лагере

Ознакомление обучающихся с правами
и обязанностями всех должностей:
администрация, воспитатель, вожатый
и.т.д.

7

2

Техника
безопасности

Правила техники безопасности

8

2

Периодизация
смены

Организационный, Основной,
заключительный период. Особенности
периодом

9

1

Режимные моменты Определение «Режим дня», особенности
в лагере
режима дня

10

1

Особые дни лагере

Что такое «особые дни». Виды
«особенных дней». Особенности

11

4

Возрастная
психология

Характеристика возрастных групп

12

1

Разновострасной
отряд

Правила работы с разновозрастным
отрядом

3

Работа с
гиперактивными,
тревожными и
агрессивными
детьми

Особенности работы гиперактивными,
тревожными и агрессивными детьми.
Правила работы.

14

7

Игробанк: теория и
практика

Виды игр. Игры для возрастных групп.
Правила проведения игры. Применение
игр на практике.

15

2

Отрядный уголок

Содержание и структура отрядного
уголка. Обязательные элементы

16

2

Название отряда,
девиз, кричалки

Придумываем кричалки, название,
девиз

17

2

Отрядный уголок
(практические
занятия)

Создание отрядного уголка

18

1

Итоговое занятие

Подведение итогов

Итого

35

13

2 год обучения

№
занятия

Кол-во
часов

Наименование
разделов, тем
занятий

Содержание учебного материала

1

1 Вводное занятие

2

3 Повторение
изученного
материала

Повторение изученных тем

3

6 ВДК - временный
детский коллектив

Коллектив. Стадии развития
коллектива. Кризисы развито
коллектива, пути их решения. Приемы
и методы диагностики коллектива и

личности ребенка

4

2 Система
поощерений и
наказаний

Виды и формы поощрений и наказаний

5

4 Веревочный курс
(практическое
занятие)

Прохождение веревочного курса

6

2 Веревочный курс

Что такое веревочный курс. Правила
его проведения.

7

4 КТД - коллективное
творческое дело

Виды КТД, методика КТД

8

4 Отрядные дела

Виды отрядных дел. Разработка
отрядного дела

9

4 Организация работы Определение. Способы организации
творческих
работы творческих
площадок
площадок. Участники площадок.
Временные рамки работы площадки.
Подготовка раздаточных материалов.
Способы привлечения внимания к
работе творческой площадки.

10

4 Технология
История. Понятие. Разновидности МК.
проведения мастер- Участники МК. Время проведения.
классов
Подбор тематики МК. Подбор
материалов МК. Подготовка к
проведению МК. Работа в группах.

11

2 Отрядные уголки
Огонек

Виды, правила, традиции и ритуалы
огоньков. Легенды

12

4 План на день

Разработка плана на разные дни.

13

16 Первая медицинская ПМП при ушибах, переломах,
помощь
отравлений и.т.д.

14

12 Игробанк

15

Игры с залом, ролевые игры,
общелагерные игры

6 Отрядная план-сетка Создание план-сетке внутреотрядных
мероприятий

20 Практическое применение знаний в школьном лагере

16
Итого

90

3 год обучения

№
занятия

Наименование
разделов, тем
занятий

Кол-во
часов

Содержание учебного материала

1

1 Вводное занятие

2

3 Повторение
изученного
материала

Повторение материале за 1 и 2 год
обучения

3

3 Студенческие
отряды,
строительные,
проводниковые,
педагогические

История
студенческих
отрядов.
Направление
студенческих
отрядов.осебенности
студенческих
отрядов.

4

Актерское
мастерство
вожатого.
Принципы разработки сценария и
Методика
проведения массовых мероприятий с
организации и
детьми.
Режиссура
массовых
4
режиссура массовых мероприятий. Советы и правила по
мероприятий
организации и проведению детских
праздников,
шоу,
конкурсов,
фестивалей, концертов и т. д.

5

2 Театральные жанры

Использования приемов театральных
жанров в деятельности вожатого.

6

Выступление на
4
публике

Взаимодействие с аудиторией в форме
– Диалог и монолог. Активизировать
зрителя, вовлекать в свои выступления.

7

2

8
4

Импровизация на
публике

Развитие умения выходить из неловких
моментов

Художественная
постановка

Презентовать себя и быть в центре
внимания. Освоение ступеней ведущих
к перевоплощению. Уметь создавать
настроение вашим собеседникам.

9

Итого

4 Создание
Создание план-сетки общелагерных
программы лагерной мероприятий, легенды, системы
смены
личного роста

10

6 Создание авторских
мероприятий, игр

11

3 Выпускной в Школе
Вожатых

Создаем мероприятия и игры

36
Формы подведения итогов реализации программы
Возрастные особенности обучающихся обуславливают специфику форм подведения
итогов реализации дополнительной образовательной программы, а именно:
открытые занятия;
устный опрос;
тестирование;
ролевые игры;
игровые программы;
участие в конкурсах и фестивалях различного уровня;

Организационно-педагогические условия реализации программы.
Материально-технические условия программы
Реализация программы не требует особых материальных затрат. Для
занятий необходим кабинет, оснащенный учебной мебелью. Изучение тем,
связанных с оформлением отрядного уголка, проведением КТД требует
наличия ватмана, цветной бумаги, маркеров, карандашей, клея.
Темы предполагают наличие компьютера, проектора, экрана.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Конституция Российской Федерации.
Всеобщая декларация прав человека.
Конвенция о правах ребенка.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. No273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».

Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012
года №599.
Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года №761.
Послание Президента Российской Федерации
Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года.

Федеральному

Послание Президента Российской Федерации
Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года.

Федеральному

«Концепция Федеральной целевой программы развития образования
на 2011-2015 годы».
«Программа развития воспитательной компоненты в образовательном
учреждении».
Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития до
2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября
2008 года, протокол №36).
Волохов А.В. Внимание, каникулы!: Методическое пособие / А.В.
Волохов, И.И. Фришман. - М.: ЦГЛ, 2005.
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П.
Иванов. - М., 1997.
Кадровое обеспечение
Одной из основных задач организационного и методического
обеспечения деятельности программы является профессиональная
подготовка специалистов. Педагогический процесс осуществляют педагогорганизатор. Педагог-организатор проводит обучение по всем темам.
В качестве консультантов приглашается заместитель директора по
воспитательной работе.

Педагог организуют образовательно-воспитательную работу, отвечает
за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по
охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в практических
занятиях.
Список литературы
1. Командные игры- испытания. сборник игр. - М.: Пед .общество
«Россия», 2003.
2. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач
- М.:ТЕРРА, 1996.
3. Боровик К.А. Популярная энциклопедия вещей. Исторический
магазин / К.А. Боровик. - М.: Дрофа-Плюс, 2004.
4. Бушуева Л. Книга добрых поздравлений / Л. Бушуева. - М.: РИПОЛ
классик, 2005.
5. Ганжина И.М. Словарь современных русских фамилий / И.М.
Ганжина. - М.: Астрель: ACT, 2001.
6. Гиннес. Мировые рекорды 2007 / Пер. с англ. Н. Григорьевой, М.
Фадеевой. - М: Астрель: ACT, 2006.
7. Григорьева С.А. Словарь языка русских жестов / С.А. Григорьева,
Н.В. Григорьев, Г.Е. Крейдлин. - М.: Вена, 2001.
8. Гридина В.Т. Читай, рассуждай, отгадывай / В.Т. Гридина, О.В.
Завязкин. - М.: БАО-ПРЕСС, 2005.
9. Игрушки из бумаги. - СПб: Кристалл, 1997.
10. Ильин А.Л. Большая энциклопедия выживания. - М.: Эксмо, 2005.
11. Ильин М., Рассказы о том, что тебя окружает. Книга вторая.
Откуда приходят вещи / М.Ильин, Е.Сегал. - М.: Детская литература, 1956.
12. Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. - М.:
Слово, 1994.
13. Соболев А.И. Народные пословицы и поговорки. - ML, 1977.

Приложения
Календарный учебный график
Календарный учебный график реализации образовательной программы составлен с
учетом требований СанПиН, в соответствии с в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» (п. 10, ст. 2). Календарный учебный график
реализации дополнительной общеразвивающей программы Образовательная деятельность
ведется во время учебного года. Учебный год начинается со 2 сентября, заканчивается 30
мая.
Календарный учебный график
2019 год
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

7 14 21 28

4 11 18 25

2

Пн

2

Вт

3 10 17 24

1

8 15 22 29

5 12 19 26

3 10 17 24 31

Ср

4 11 18 25

2

9 16 23 30

6 13 20 27

4 11 18 25

Чт

5 12 19 26

3 10 17 24 31

7 14 21 28

5 12 19 26

Пт

6 13 20 27

4 11 18 25

1

8 15 22 29

6 13 20 27

Сб

7 14 21 28

5 12 19 26

2

9 16 23 30

7 14 21 28

Вс 1 8 15 22 29

6 13 20 27

3 10 17 24

9 16 23 30

1

9 16 23 30

8 15 22 29

2020 год
Январь

Февраль

Март

Пн

6 13 20 27

3 10 17 24

2 9 16 23 30

6 13 20 27

4 11 18 25

Вт

7 14 21 28

4 11 18 25

3 10 17 24 31

7 14 21 28

5 12 19 26

Ср 1 8 15 22 29

5 12 19 26

4 11 18 25

1 8 15 22 29

6 13 20 27

Чт 2 9 16 23 30

6 13 20 27

5 12 19 26

2 9 16 23 30

7 14 21 28

Пт 3 1 17 24 31
7 14 21 28
6 13 20 27
0
Сб 4 1 18 25
1 8 15 22 29
7 14 21 28
1
Вс 5 1 19 26
2 9 16 23
1 8 15 22 29
2

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Апрель

Май

3 10 17 24

1 8 15 22 29

4 11 18 25

2 9 16 23 30

5 12 19 26

3 10 17 24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».